Коляда
Из книги: Время богов и время людей. Основы славянского языческого
календаря / С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. – М.: Ганга, 2008. – 256
(251+5) с., ил., лит. – (Обычай веков).
Отдельные исторические источники позволяют нам с вы-
сокой степенью достоверности сопоставить не только древ-
нейшие праздники и определённые даты (это вполне под
силам и этнографии), но более точно восстановить древ-
нейшие обрядовые действа, с ними связанные.
"Шестый идол Коляда, Бог праздничный, ему же праздник
велики мца декабря КД (24) дне составляху. Обаче аще
людие неции памяти того беса Коляды и доселе не пре-
стают уновляти по все святые дни собирающееся на бого-
мерзские игралища песни поют и в них аще и Рождестве
Христовом вспоминают (!), но здеже беззаконо и Коляды
ветхую прелесть много повторяющее присовокупляють.
Иныя лица своя и все ипостась человеческую, по образу
и по подобию Божию сотворенную, некиими лярвами или
страшилами на диавольский образ пристроенными закри-
вают, страшащее или оутешающе людей и прочие бого-
противния мерзости измышляемы бывают, иже и Писанию
предати не подобает» (Синопсис, или краткое собрание из
разных летописцев о начале славяно-российского народа
и первоначальных князей Богоспасаемого града Киева,
1674)
Сегодня мы вынужденно живём по общегражданскому
календарю, нравится нам это или нет. Лишь те, кто связан
с сельским хозяйством (пусть даже является владельцем
обычного дачного участка и сажает на нём несколько гря-
док зелени), склонны учитывать влияние Луны и лунный
календарь. Ну ещё, пожалуй, «продвинутые» люди, обра-
щающие внимание на своё самочувствие и его зависимость
от фаз спутника Земли. Если же речь заходит о традицион-
ных праздниках, то мы придерживаемся той точки зрения,
что сохранившиеся представления о праздниках «сильных»
и «слабых» стоит принимать во внимание вне зависимости
от своих повседневных занятий.
«Сильным» праздник будет тогда, когда соответствую-
щая лунная фаза придётся на праздничный день солнечно-
го календаря. Так, для Купалы это будет полнолуние, а для
Коляды (Корочуна), напротив, новолуние. Чем дальше от
даты солнечного праздника будет отстоять эта фаза, тем
слабее будет событие. В таком случае следует ожидать, что
для достижения желаемых последствий для участников об-
рядового действа потребуется приложить больше усилий.
Отнюдь нельзя исключить вероятность того, что описан-
ное обстоятельство легло некогда в основу длящихся праздников.
Ведь традиция предполагает, что праздник длится
не один день (сутки) и что готовиться к нему надо самое
позднее с кануна, с сочельника.
Коляда. Корочун, или Время Перехода.
В науке почти общепринято возводить слово «Коляда»
к античным календам, равно как и само слово «календарь».
Популистская (но не научная!) литература считает слово
«Коляда» одним из имён Солнца, а «календарь» полагает
«даром» Солнца-Коляды.
Мы же полагаем, что критиковать по
добный подход означает пустую трату сил и позволим вы-
сказать мысль, что все эти слова вполне могут восходить
к единому древнему корню. В схожем направлении мыс-
лил, заметим, и Б. А. Рыбаков:
«Ознакомление с историей календ и коляды наталки-
вает на мысль, что в этом обряде отразился весьма архаичный,
по всей вероятности, индоевропейский, пласт
представлений [выделено нами. – Авт.]. Календы были
некогда у греков, но настолько давно исчезли, что римля-
не, заимствовавшие у них эти празднества, в дальнейшем
сложили поговорку: “ad Calendes Graecas”, т. е. – никогда.
У римлян отсутствовала буква “к”, равнозначная греческой
каппе, но слово “календы” первоначально писалось через
каппу: “kalendae”; всего в латинском языке только четыре
заимствованных
слова писалось с употреблением греческой
буквы “к”» (Рыбаков, 2007).
Впрочем, и в заимствовании названия праздника также
нет ничего дурного.
Ряд обычаев отмечания Корочуна (самого короткого
дня в году) и последующего зимнего солнцеворота в на-
стоящее время сильно смещён. На это мало обращают
внимание многие из тех, кто занимается реконструкцией
дохристианской зимней обрядности, а зря. Зря потому,
что в XI– XVII вв. зимнее солнцестояние приходилось на
12 декабря, на день св. Спиридона-»солноворота». В итоге
не менее важные, чем собственно колядные празднества,
обычаи, предварявшие солнцеворот, «выпали», создавая
ложный образ обрядового действа или приобрели стран-
ный оттенок в иных месяцесловах.
Скажем, в Краснослободском уезде Пензенской губер-
нии именно на Спиридона-поворота с появлением первых
лучей Солнца по деревне с песнями и плясками начинали
возить в телеге Коляду. Это была девушка, одетую во все
белое. После этого в течение всего дня в знак того, что сол-
нце «садится в телегу и направляет своих коней на летнюю
дорогу», молодые люди катались на лошадях, а старики хо-
дили друг к другу в гости. К ночи и до утра на берегу реки
начинали жечь костры.
Важно отметить, что собственно к солнцевороту во мно-
гих местах России появляется уже не девушка, но «бабка
Коляда», в которой можно усмотреть не столько символ
отжившего своё года и Солнца, сколько воплощение души
предков. Согласно славянским представлениям, они при-
ходят в мир живых, спускаясь по Мировому древу. Именно
их воплощают хорошо известные колядовщики.
«Девушка» и «бабка» Коляда заставляют с некоторым
ехидством вспомнить тех радетелей исконно славянского
благочестия, которые почитают своим долгом славить на
солнцеворот «младенца Коляду» как народившееся новое
Солнце. Солнце действительно рождается. И не только
Солнце. Заново рождается весь мир. Он получает надежду
на новую жизнь. Вот это-то и есть глубинная сущность
праздника. Коляда – главный день перехода. Это акт тво-
рения. Всё, что было до него и всё, что будет происходить
впоследствии, подчинено ему и от него же зависит, им оп-
ределяется…
Вообще мифология зимнего солнцеворота во многом
сходна, но и не в меньшей степени отличается от всех
праздников годового круга. Надо думать, что одна из при-
чин того – подчёркнутое состояние «не-времени».
Колядным праздникам присуще множество ритуальных
запретов, которые меняются в зависимости от того, какой
именно день из «святой» или «страшной» недели на дворе.
Скажем, на второй–третий день после солнцеворота чест-
вуют повивальных бабок (так называемые «бабьи каши»).
В этот день нерожавшим девушкам не дозволялось посе-
щать церковь.
Во многом Коляда выступает как противоположность Ку-
пале. Эта противоположность обусловлена не только времен-
но, но и образно. Бинарная оппозиция свадьба (в русской
традиции ритуально обставлявшаяся как смерть) и перерож-
дение, которое тоже становится возможно только после окон-
чательного умирания. Зеркально-параллельны также многие
обряды (например, обычай жечь в самую длинную ночь кост-
ры и костёр-купалец), обрядовые игры и т. п.
Обрядовая кухня зимнего солнцеворота: печенья в виде
коров, быков, овец, птиц (козульки), пироги, вареные свиные
ножки и требуху, колбасы из свинины, вообще свиное мясо,
часто специально припасённое заранее. Вообще стол пола-
гается делать обильным и вкусным (видимо, ещё и по при-
чине завершения Рождественского поста). Вся пища имеет
заклинательное значение плодородия, прироста и т. д.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в вк